Порше Кокстер

Неисправности стартера автомобиля


Электрический стартер автомобиля
 
Автомобильный стартер – это не просто электродвигатель, позволяющий запустить мотор машины. Можно сказать, это небольшая электромеханическая система, все детали которой работают во взаимодействии. Как электрическая, так и механическая составляющие несут большие нагрузки при работе, пусть и кратковременной.

Незнание устройства и работы стартера приводит к неправильной диагностике его неисправностей.

Стартер автомобиля имеет не очень сложное, на первый взгляд, устройство. Но иногда даже опытный автомобилист не может правильно установить причины неисправности стартера по некоторым характерным признакам его «неправильной» работы. Происходит это вследствие незнания устройства, за исключением случаев, когда производитель допускает брак или изначальное несоблюдение некоторых размеров изделия – но это исключения из правила и описывать их не имеет смысла.
В общих чертах, не вдаваясь в теоретические тонкости, рассмотрим, как устроен стартер, наиболее характерные признаки неисправности стартера и способы их устранения.

УСТРОЙСТВО СТАРТЕРА

 

Старый стартер

Рис. 1 Стартер старого образца

 
В настоящее время автомобили оснащаются стартерами 2 видов, назовём их условно:

  • стартер старого образца (рис. 1);
  • стартер нового образца (рис. 2).

Эти стартеры имеют два существенных отличия:

Использование постоянных магнитов и эффекта электромагнитного взаимодействия позволило уменьшить размеры стартера и увеличить скорость вращения якоря.

  • статор первого стартера имеет обмотки, на которые подаётся напряжение, на «новом» же вместо них установлены постоянные магниты. Чтобы скомпенсировать уменьшившееся электромагнитное взаимодействие между статором и якорем 2-го стартера, через обмотки якоря проходит ток, по силе превосходящий ток в обмотках якоря 1-го стартера, более чем в два раза. Такое решение позволило уменьшить корпус стартера и увеличить скорость вращения якоря;
  • в связи с тем, что момент силы, создаваемый якорем 2-го стартера, уменьшился, вращение на бендикс передаётся через понижающий редуктор, а не напрямую, как на первом стартере.

 

Новый стартер

Рис. 2 Стартер нового образца в разрезе

 
Принцип действия обоих устройств абсолютно идентичен. Чтобы нагляднее представить работу механизма, воспользуемся схематичным изображением втягивающего реле стартера – принципиально они все одинаковы.
Последовательность работы стартера можно представить пошагово так:

Принцип действия втягивающего реле на обоих стартерах одинаков.

  • — пока цепь стартера разомкнута, подключен только силовой плюсовой провод от АКБ, но ток не течёт- болт, к которому прикручен провод (обозначен оранжевым цветом), установлен в крышке втягивающего реле, выполненной из диэлектрика;
  • Вы поворачиваете ключ зажигания на «старт», срабатывает реле стартера;
  • ток от реле стартера поступает на втягивающую обмотку;
  • сердечник втягивающего реле (синего цвета) под воздействием магнитного поля движется к крышке, преодолевая сопротивление возвратной пружины, и прижимает контактную пластину (оранжевый цвет) к шляпкам болтов, создавая между ними электрический контакт;

 

Втягивающее реле стартера

Рис. 3 Схематичное изображение втягивающего реле стартера

 

  • параллельно с этим подключается удерживающая обмотка, чтобы работа стартера была бесперебойной, и сердечник втягивающего реле действует на вилку (рычаг), соединённую с бендиксом, толкая его по направлению к маховику. Бендикс при движении вперёд «закручивается», чтобы контакт его зубьев с зубьями маховика произошёл «мягко», без удара;
  • ток от нижнего болта течёт на обмотки стартера. В случае со стартером №1 – через статор и якорь, в стартере №2 – только через якорь. Параллельно с этим ток через щётки поступает на обмотки якоря.

Всё происходит одновременно – выталкивание и закрутка бендикса и вращение якоря. При размыкании реле обмотки втягивающего реле «освобождают» сердечник, и тот, под воздействием возвратной пружины, возвращает бендикс на место, а якорь останавливается, некоторое время вращаясь по инерции.
Если стартер Вашего авто не имеет защитного кожуха для бендикса на передней крышке с подшипником скольжения (втулкой) якоря, то это не принципиально – втулка в таких случаях запрессовывается в картер сцепления КПП.
Приступим к описанию распространённых неисправностей стартера, разделив их на поломки в электрической и механической составляющих узла.

ПОЛОМКИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СХЕМЕ СТАРТЕРА

Стартер не реагирует на поворот ключа зажигания

Стартер не включается в связи с обрывом цепи питания стартера или его обмоток (что случается реже). Необходимо проверить:

При неисправностях стартера необходимо произвести несколько несложных тестов, чтобы определить причину поломки.

  • реле включения стартера. Включите зажигание и замкните клемму 50 (на рис. 3) и клемму силового провода от АКБ металлическим предметом. Если стартер сработал (осторожно, может запуститься двигатель), то неисправно реле включения стартера или есть обрыв в его цепи. Если таким способом на Вашем авто неудобно воспользоваться из-за компоновки, то проверьте реле прозвонкой – лампочкой или тестером;
  • «массу» двигателя. Обрыв или отгорание проводов, соединяющих кузов и двигатель, приводит к размыканию цепи. На современных авто отрицательная клемма АКБ соединена с корпусом мотора напрямую. На старых машинах часто просто соединяли кузов с картером КПП;

 

Стартер автомобиля

Проверка проводов стартера

 

  • если цепь питания не нарушена снаружи, то, значит, стартер не крутит после поворота ключа зажигания из-за износа щёток стартера – они не входят в контакт с коллектором якоря. Иногда установить это удаётся, резко ударив по корпусу стартера металлическим предметом. Если изношенные щётки «застряли» в щёткодержателе, то иногда сотрясение, вызванное ударом, освобождает их, и стартер срабатывает. В общем, тут всё обстоит так же, как и с любым моторчиком со щётками.

При разборке стартера не забудьте проверить состояние угольных щёток и очистить коллектор якоря от угольной пыли.

Замена щёток производится на снятом стартере. Операция несложная, если их провода не припаяны. Можно заменить весь щёточный узел – смотрите по состоянию. Попутно очистите коллектор якоря от угольной пыли – этим вы предотвратите ненужный контакт между ламелями коллектора.
Если стартер щёлкает, но не заводится, то чаще всего это вызвано плохим контактом в проводке – ослаблены клеммы АКБ. Попытайтесь их обжать, а также почистите от налёта. Иногда щёлканье стартера говорит о том, что обгорели медные контактные болты втягивающего реле, т.наз. «пятаки» (на рис. 3 оранжевого цвета). Их можно заменить, зачистить, но современные втягивающие реле обычно неразборные.

Такой ремонт несложен для стартера на рис. 1 – корпус втягивающего реле соединён шпильками.

При заводке двигателя «трещит» стартер

Это вызвано с неисправностью втягивающего реле стартера – перегоранием удерживающей обмотки или нарушением контакта провода с клеммой 50 на рис. 3. Иногда провод, подводящийся к этой клемме, отпаивается. Проверить можно прозвонкой тестером или лампочкой – схема достаточно наглядна и универсальна. Треск может быть вызван и обгоранием «пятаков».
Если же стартер долго крутит при заводке, то причину ищите не в нём, а в системах, управляющих работой двигателя и самом двигателе — может, просто-напросто оборван ремень ГРМ.

ПОЛОМКИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

 

Демонтаж стартера

Демонтаж стартера автомобиля

 

Самой нагруженной частью стартера автомобиля является бендикс, передающий вращение от якоря на маховик двигателя.

Самой «активной» и нагруженной деталью стартера является бендикс – шестерня, передающая вращение от якоря на маховик. Бендикс представляет собой шестерню, выполненную в одном блоке с обгонной муфтой, и передача момента осуществляется по цепочке: якорь – ролики муфты – шестерня. Обгонная муфта работает так же, как задняя втулка велосипеда, но, в отличие от последней, ремонту не подлежит. Правда, восстановить работоспособность бендикса иногда удаётся, «прокипятив» его в нагретой консистентной смазке. Загустевшая «родная» смазка при этом частично вымывается и перемешивается со свежей, что возвращает подвижность роликов и способствует их зацеплению. На рис. 2 бендикс показан в разрезе.
Признаки неисправности бендикса стартера:

  • стартер жужжит, но не крутит двигатель;
  • при запуске двигателя раздаётся скрежет стартера;
  • стартер крутит, но не зацепляет маховик.

Кроме поломок бендикса, скрежет может говорить о выходе из строя деталей планетарного редуктора, а отсутствие зацепления с маховиком может быть вызвано поломкой вилки.
 

Разборка стартера

Разборка стартера автомобиля

 
Самой «дорогостоящей» поломкой стартера можно назвать выход из строя его якоря. Это можно установить по таким признакам:

  • стартер крутит, как будто сел аккумулятор;
  • на горячем двигателе стартер может его не крутить вовсе.

Самая дорогостоящая поломка стартера является выход из строя его якоря — основной рабочей детали стартера.

Это вызвано износом подшипников скольжения якоря. Увеличенный зазор способствует тому, что якорь начинает задевать о статор (или магниты). Это вызывает повышенное его трение о неподвижные детали, что уже уменьшает КПД стартера. Но дальше происходит смещение пластин, на которые намотана обмотка якоря и перерубание ими проводов последней. А это уже практически короткое замыкание. При пуске в таком случае заметно, что стартер «берёт на себя» практически всю электроэнергию авто – гаснут лампочки, выключается магнитола. Если «всё совсем плохо», то начинает пахнуть горелой электроизоляцией.
В таком случае необходимо менять якорь, а ещё лучше – весь стартер целиком.
 

 
Надеемся, что информация была полезной для Вас. Гораздо важнее понимать, «как всё работает», чем слепо следовать инструкции по ремонту или выслушивать близкие к домыслам предположения участников «гаражного консилиума» о возможных причинах неисправности стартера.

Читайте по теме:

Как проверить генератор на машине не снимая
  Генератор – это небольшая электростанция автомобиля. Он не только снабжает потребители энерг...
Признаки неисправности катушки зажигания
Катушка зажигания автомобиля служит для формирования высоковольтного разряда между электродами свеч...

Обсуждение

Нет комментариев к записи «Неисправности стартера автомобиля»

Архивы