Гелевый аккумулятор — плюсы и минусы

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов Потенциального покупателя современного автомобиля зачастую интересуют не столько технические характеристики конкретной модели, но и уровень комфорта. Бесспорно, вспомогательные механизмы и возможность контролировать микроклимат в салоне делают поездку в авто непринуждённой и менее утомительной, что очень важно для человека, немалую часть своего времени, проводящего за рулём.
Но практически все атрибуты комфортного вождения связаны с потреблением электроэнергии, что автоматически повышает нагрузку на аккумулятор – генератор авто не в состоянии полностью обеспечивать снабжение потребителей электричества и восстановление батареи в условиях городского режима движения, особенно зимой.
В связи с этим компаниями, занимающимися разработкой и производством источников питания, ведутся работы по созданию аккумуляторных батарей, соответствующих повышенным современным требованиям к их надёжности и энергоотдаче.
В связи с этим и появились на рынке гелевые аккумуляторы для авто, которые, в силу новизны, вызывают у автовладельцев массу вопросов, особенно связанных с тем, насколько практичной будет установка такой батареи на машину – ведь гелевый аккумулятор имеет свои плюсы и минусы, о которых желательно знать при покупке.

Как устроен гелевый аккумулятор

 

AGM-аккумулятор

Устройство AGM-аккумулятора


 
Гелевый автомобильный аккумулятор принципиальных конструктивных изменений, отличающих его от обычного, с жидким сернокислотным электролитом, не имеет. То есть основными его элементами являются:

    В зависимости от наполнителя гелевые аккумуляторы делятся на GEL аккумуляторы (с двуокисью кремния) и AGM аккумуляторы (с микростекловолокном).

  1. Корпус, разделённый на отсеки («банки»).
  2. Блоки положительных и отрицательных пластин, разделённых сепараторами.
  3. Электролит.
  4. Система газоотвода.

Но вот электролит уже не похож на обычный раствор серной кислоты, а имеет консистенцию геля, благодаря чему даже при появлении трещины в корпусе допускается его эксплуатация – гель не будет вытекать из батареи.
По тому, какими способами достигаются такие свойства электролита, гелевые АКБ делятся на две группы:

  • изготовленные по технологии Gel Electrolite. В электролит добавлена загущающая присадка (двуокись кремния), в результате чего тот становится более вязким и теряет текучесть, превращаясь в гель. Двуокись кремния сама не реагирует с серной кислотой, поэтому не нарушает рабочих свойств последней, играя роль наполнителя;
  • произведённые по технологии Absorptive Glass Mat. Электролит удерживается микростекловолокном, которым заполнено внутреннее пространство батареи.

Преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов

 

Гелевый аккумулятор в горизонтальном положении

Гелевые аккумуляторы могут работать в горизонтальном положении


 

Гелевые аккумуляторы имеют способность к самовосстановлению после того, как исчерпают весь свой заряд.

Но главным преимуществом таких батарей является то, что выброс веществ, образующихся в результате химических реакции, сведён к минимуму – особенно в АКБ, изготовленных по технологии AGM. Удержание газов осуществляется клапанами, что приводит к рекомбинации газов, то есть они снова и снова участвуют в реакции. Поэтому дольше сохраняется электрическая ёмкость батарей, а именно эта величина и характеризует состояние аккумуляторов – в процессе эксплуатации она неизбежно падает.
У АКБ, сделанных по технологии GEL, главным преимуществом становится то, что гелевые аккумуляторы способны к самовосстановлению после того, как исчерпают заряд, скажем, во время неудавшихся попыток пуска двигателя. Именно такие гелевые аккумуляторы можно считать батареями глубокого разряда, или тяговыми гелевыми аккумуляторами – т.е. предназначенными для пуска двигателя.
 

Зарядка гелевого аккумулятора

Установленное значение напряжения при зарядке не должно превышать 14,4 вольт.


 

Гелевые аккумуляторы очень чувствительны к превышению тока зарядки, поэтому их ставят на авто с точной электроникой.

Кроме того, такая особенность делает батареи более «живучими» – срок службы таких гелевых аккумуляторов составляет около 10 лет (производитель может заявить о 15-ти годах).
Разумеется, такие качества батарей являются преимуществами гелевых аккумуляторов перед «привычными» – с жидким электролитом. Более того, фирмы- производители, рекламируя свою продукцию, заявляют, что применяют особо чистый свинец при изготовлении пластин-электродов.
Такое решение, безусловно, делает работу АКБ более эффективной, и применяется при производстве так называемых гибридных аккумуляторов.
Но у гелевых АКБ есть и достаточно серьёзные недостатки:
– во время морозов они теряют заряд больше, чем обычные АКБ;
– очень чувствительны к превышению тока зарядки, в связи с чем их установка оправдана лишь на авто с точной электроникой;
– высокая цена.

Производители гелевых аккумуляторов

 

Бошивский аккумулятор

Гелевый аккумулятор фирмы BOSCH


 

Цена на гелевые аккумуляторы складывается исходя из значений их ёмкости и пускового тока.

К числу лучших необслуживаемых гелевых аккумуляторов можно отнести продукцию лидеров в этой сфере: Bosch; Varta; Deka; Optima.
Список можно продолжать и дальше – практически все подобные компании выпускают продукцию, что называется, в ассортименте – включая гелевые аккумуляторы для мотоциклов.
Цены на батареи имеют широкий «разброс» – стоимость гелевого аккумулятора, как и любого другого, зависит от таких его характеристик, как ёмкость и ток разряда – или пусковой ток. Ну, и конечно, на формирование цены влияет «имя» изготовителя. К примеру, гелевый аккумулятор Optima Yellow Top S 2.7J 38 A/h стоит более 18 000 рублей. Разумеется, есть и более бюджетные варианты – ценой около 10 000 рублей.

Как отличить гелевый аккумулятор от обычного кислотного

 

Отличия гелевых аккумуляторов от кислотных

Гелевый и кислотный аккумуляторы


 

Гелевые аккумуляторы изначально разрабатывались для военных целей и способны выдержать частичное разрушение корпуса.

Прежде всего, по надписям на этикетке. Производители в своих же интересах информируют о технологиях, применяемых в производстве и в качестве рекламы вносят в название батареи аббревиатуру, обозначающую тот или иной способ придания электролиту гелеобразной консистенции – GEL или AGM.
Некоторые фирмы делают верхние крышки батарей из ярко-жёлтой пластмассы. Корпус гелевой АКБ со спиральными (точнее, цилиндрическими) пластинами имеет вид нескольких цилиндров, закрытых единой крышкой.
Самым надёжным способом было бы определение типа батареи по её маркировке, но, к сожалению, на неё нет общепринятых мировых стандартов.
Правда, все виды обозначений, наносимых на корпус батареи (или этикетку), можно разделить на 4 типа маркировок:

  1. Европейская.
  2. Российская.
  3. Американская.
  4. Азиатская.

 

Гелевый аккумулятор OPTIMA

Гелевый аккумулятор фирмы OPTIMA


 

Чем выше значение тока разряда, или пускового тока, тем более мощным является аккумулятор.

Правда, основная инфомация об аккумуляторе, в т.ч. и гелевом, в маркировке всё же содержится и включает в себя его основные характеристики:

  1. Ёмкость, выраженная в ампер-часах. Например, надпись «55 А/ч» означает, что заряд батареи позволяет создавать в сети ток силой 1 Ампер в течении 55 часов.
  2. Ток разряда, или пусковой ток. Для сравнения, АКБ с пусковым током 200 Ампер будет «слабовата» для прокрутки дизеля, а с его величиной, равной 500 Ампер, «провернёт» любой мотор даже в мороз – при условии её исправности.

Остальные буквенно-цифровые обозначения содержат более полную информацию о батарее, но их полную «расшифровку» при покупке не всегда может произвести даже продавец, «вооружённый» ПК.

Эксплуатация гелевых аккумуляторов

 

Измерение тока гелевого аккумулятора

Диагностика гелевого аккумулятора


 

Перед покупкой гелевого аккумулятора продиагностируйте электрооборудование своего авто.

Отрицательные отзывы о гелевых аккумуляторах обычно так или иначе связаны именно с тем, что автовладельцы – обычно по невнимательности или незнанию – нарушают требования к эксплуатации батарей, игнорируя то обстоятельство, что превышение тока зарядки приводит к «таянию» геля и ухудшению характеристик гелевого аккумулятора.
Причина «таяния» геля в том, что при напряжении, подающемся на клеммы АКБ, большем 14,4 вольта, электролит «закипает» и выделяющиеся газы открывают клапаны батареи, уходя в атмосферу.
Поэтому, решая, какой аккумулятор лучше приобретать – гелевый или кислотный – продиагностируйте электрооборудование своего авто. В том случае, если электроника Вашей машины «грешит» неточностью, покупка гелевого аккумулятора окажется напрасной тратой средств – хоть такие батареи и считаются необслуживаемыми, без должного уровня электролита работать с полной отдачей они не будут, и Вам всё равно придётся регулярно доливать дистиллированную воду.