Потенциального покупателя современного автомобиля зачастую интересуют не столько технические характеристики конкретной модели, но и уровень комфорта. Бесспорно, вспомогательные механизмы и возможность контролировать микроклимат в салоне делают поездку в авто непринуждённой и менее утомительной, что очень важно для человека, немалую часть своего времени, проводящего за рулём.
Но практически все атрибуты комфортного вождения связаны с потреблением электроэнергии, что автоматически повышает нагрузку на аккумулятор – генератор авто не в состоянии полностью обеспечивать снабжение потребителей электричества и восстановление батареи в условиях городского режима движения, особенно зимой.
В связи с этим компаниями, занимающимися разработкой и производством источников питания, ведутся работы по созданию аккумуляторных батарей, соответствующих повышенным современным требованиям к их надёжности и энергоотдаче.
В связи с этим и появились на рынке гелевые аккумуляторы для авто, которые, в силу новизны, вызывают у автовладельцев массу вопросов, особенно связанных с тем, насколько практичной будет установка такой батареи на машину – ведь гелевый аккумулятор имеет свои плюсы и минусы, о которых желательно знать при покупке.
Содержание статьи
Как устроен гелевый аккумулятор
Гелевый автомобильный аккумулятор принципиальных конструктивных изменений, отличающих его от обычного, с жидким сернокислотным электролитом, не имеет. То есть основными его элементами являются:
- Корпус, разделённый на отсеки («банки»).
- Блоки положительных и отрицательных пластин, разделённых сепараторами.
- Электролит.
- Система газоотвода.
В зависимости от наполнителя гелевые аккумуляторы делятся на GEL аккумуляторы (с двуокисью кремния) и AGM аккумуляторы (с микростекловолокном).
Но вот электролит уже не похож на обычный раствор серной кислоты, а имеет консистенцию геля, благодаря чему даже при появлении трещины в корпусе допускается его эксплуатация – гель не будет вытекать из батареи.
По тому, какими способами достигаются такие свойства электролита, гелевые АКБ делятся на две группы:
- изготовленные по технологии Gel Electrolite. В электролит добавлена загущающая присадка (двуокись кремния), в результате чего тот становится более вязким и теряет текучесть, превращаясь в гель. Двуокись кремния сама не реагирует с серной кислотой, поэтому не нарушает рабочих свойств последней, играя роль наполнителя;
- произведённые по технологии Absorptive Glass Mat. Электролит удерживается микростекловолокном, которым заполнено внутреннее пространство батареи.
Преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов
Гелевые аккумуляторы имеют способность к самовосстановлению после того, как исчерпают весь свой заряд.
Но главным преимуществом таких батарей является то, что выброс веществ, образующихся в результате химических реакции, сведён к минимуму – особенно в АКБ, изготовленных по технологии AGM. Удержание газов осуществляется клапанами, что приводит к рекомбинации газов, то есть они снова и снова участвуют в реакции. Поэтому дольше сохраняется электрическая ёмкость батарей, а именно эта величина и характеризует состояние аккумуляторов – в процессе эксплуатации она неизбежно падает.
У АКБ, сделанных по технологии GEL, главным преимуществом становится то, что гелевые аккумуляторы способны к самовосстановлению после того, как исчерпают заряд, скажем, во время неудавшихся попыток пуска двигателя. Именно такие гелевые аккумуляторы можно считать батареями глубокого разряда, или тяговыми гелевыми аккумуляторами – т.е. предназначенными для пуска двигателя.
Гелевые аккумуляторы очень чувствительны к превышению тока зарядки, поэтому их ставят на авто с точной электроникой.
Кроме того, такая особенность делает батареи более «живучими» – срок службы таких гелевых аккумуляторов составляет около 10 лет (производитель может заявить о 15-ти годах).
Разумеется, такие качества батарей являются преимуществами гелевых аккумуляторов перед «привычными» – с жидким электролитом. Более того, фирмы- производители, рекламируя свою продукцию, заявляют, что применяют особо чистый свинец при изготовлении пластин-электродов.
Такое решение, безусловно, делает работу АКБ более эффективной, и применяется при производстве так называемых гибридных аккумуляторов.
Но у гелевых АКБ есть и достаточно серьёзные недостатки:
– во время морозов они теряют заряд больше, чем обычные АКБ;
– очень чувствительны к превышению тока зарядки, в связи с чем их установка оправдана лишь на авто с точной электроникой;
– высокая цена.
Производители гелевых аккумуляторов
Цена на гелевые аккумуляторы складывается исходя из значений их ёмкости и пускового тока.
К числу лучших необслуживаемых гелевых аккумуляторов можно отнести продукцию лидеров в этой сфере: Bosch; Varta; Deka; Optima.
Список можно продолжать и дальше – практически все подобные компании выпускают продукцию, что называется, в ассортименте – включая гелевые аккумуляторы для мотоциклов.
Цены на батареи имеют широкий «разброс» – стоимость гелевого аккумулятора, как и любого другого, зависит от таких его характеристик, как ёмкость и ток разряда – или пусковой ток. Ну, и конечно, на формирование цены влияет «имя» изготовителя. К примеру, гелевый аккумулятор Optima Yellow Top S 2.7J 38 A/h стоит более 18 000 рублей. Разумеется, есть и более бюджетные варианты – ценой около 10 000 рублей.
Как отличить гелевый аккумулятор от обычного кислотного
Гелевые аккумуляторы изначально разрабатывались для военных целей и способны выдержать частичное разрушение корпуса.
Прежде всего, по надписям на этикетке. Производители в своих же интересах информируют о технологиях, применяемых в производстве и в качестве рекламы вносят в название батареи аббревиатуру, обозначающую тот или иной способ придания электролиту гелеобразной консистенции – GEL или AGM.
Некоторые фирмы делают верхние крышки батарей из ярко-жёлтой пластмассы. Корпус гелевой АКБ со спиральными (точнее, цилиндрическими) пластинами имеет вид нескольких цилиндров, закрытых единой крышкой.
Самым надёжным способом было бы определение типа батареи по её маркировке, но, к сожалению, на неё нет общепринятых мировых стандартов.
Правда, все виды обозначений, наносимых на корпус батареи (или этикетку), можно разделить на 4 типа маркировок:
- Европейская.
- Российская.
- Американская.
- Азиатская.
Чем выше значение тока разряда, или пускового тока, тем более мощным является аккумулятор.
Правда, основная инфомация об аккумуляторе, в т.ч. и гелевом, в маркировке всё же содержится и включает в себя его основные характеристики:
- Ёмкость, выраженная в ампер-часах. Например, надпись «55 А/ч» означает, что заряд батареи позволяет создавать в сети ток силой 1 Ампер в течении 55 часов.
- Ток разряда, или пусковой ток. Для сравнения, АКБ с пусковым током 200 Ампер будет «слабовата» для прокрутки дизеля, а с его величиной, равной 500 Ампер, «провернёт» любой мотор даже в мороз – при условии её исправности.
Остальные буквенно-цифровые обозначения содержат более полную информацию о батарее, но их полную «расшифровку» при покупке не всегда может произвести даже продавец, «вооружённый» ПК.
Эксплуатация гелевых аккумуляторов
Перед покупкой гелевого аккумулятора продиагностируйте электрооборудование своего авто.
Отрицательные отзывы о гелевых аккумуляторах обычно так или иначе связаны именно с тем, что автовладельцы – обычно по невнимательности или незнанию – нарушают требования к эксплуатации батарей, игнорируя то обстоятельство, что превышение тока зарядки приводит к «таянию» геля и ухудшению характеристик гелевого аккумулятора.
Причина «таяния» геля в том, что при напряжении, подающемся на клеммы АКБ, большем 14,4 вольта, электролит «закипает» и выделяющиеся газы открывают клапаны батареи, уходя в атмосферу.
Поэтому, решая, какой аккумулятор лучше приобретать – гелевый или кислотный – продиагностируйте электрооборудование своего авто. В том случае, если электроника Вашей машины «грешит» неточностью, покупка гелевого аккумулятора окажется напрасной тратой средств – хоть такие батареи и считаются необслуживаемыми, без должного уровня электролита работать с полной отдачей они не будут, и Вам всё равно придётся регулярно доливать дистиллированную воду.